Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день международным сообществом сформулированы определенные модели демократических государств, которые должны быть включены в статьи Конституции РФ. Основными целями Основного закона в любой стране являются гарантия прав и свобод народа, необходимых для обеспечения чести и достоинства человека, наличие национального суверенитета, рассматривающего народ как единственную верховную власть, наличие экономических и социальных условий, удовлетворяющих материальные и духовные потребности народа. В настоящее время при осуществлении реформы правовой системы возникают вопросы, связанные с защитой прав и свобод граждан и созданием определенных гарантий для их реализации в жизни. Россия признана социальным государством, а это означает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью российского государства является обеспечение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Актуальность темы исследования. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в РФ возможно в случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом и федеральным законодательством. Под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, принятие или осуществление (неосуществление) которых влечет за собой реализацию прав и свобод в отношении лиц, заявляющих о нарушении их прав и свобод возникают препятствия.
Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не может рассматриваться как отрицание или отступление от других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.55 Конституции РФ), а значит, механизм ограничения прав и свобод, предусмотренный Конституцией РФ, а также непосредственно содержащиеся в ней механизмы ограничения прав и свобод распространяются и на другие основные права и свободы человека и гражданина.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие правовые основы конституционно-правового ограничения прав и свобод человека.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие правовые основы конституционно-правового ограничения прав и свобод человека.
Целью исследования является анализ правовых основ конституционно-правового ограничения прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ;
2.исследовать общие положения случаев конституционно-правого ограничения прав и свобод человека;
3.выявить особенности применение категорий "ограничение" и "нарушение" конституционных прав и свобод человека и гражданина в практике Конституционного Суда РФ;
4.исследовать проблемы ограничения прав человека и гражданина на участие в управлении делами государства.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Авакьян С.А., Байматов П.Н., Гусев А.Ю., Колотова Н.В., Кондрашев А.А., Кравец И.А., Попондопуло В.Ф., Федорова М.Ю., Чуличкова Е.В. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем конституционно-правового ограничения прав и свобод человека.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1.Конституционно-правовая природа ограничения прав и свобод человека
1.1.Понятие конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ
Свобода - это объем всех разрешенных гражданам действий, создающий условия для нормальной жизнедеятельности общества. Государство обязано признавать эти права и защищать их, не посягая на свободы всех людей .
Права человека - это нормативно закрепленные правила, определяющие правовой статус граждан в государстве. Права человека реализуются через принятие нормативно-правовых законов, которые регулируют процессы влияния людей друг на друга, регулируют их взаимоотношения и устраняют возникающие противоречия.
Законы устанавливают пределы реализации прав и свобод. Пределы ограничения конституционных прав и основных свобод граждан - это границы, установленные в соответствии с законом, который, устанавливая запреты, позволяет определить порядок вмешательства государства в сферу частной жизни граждан.
Статья 29 Всеобщей декларации прав человека впервые на уровне мирового сообщества учитывает неизбежный характер пределов прав человека. Она предусматривает, что на практике должны реализовываться только те пределы, которые предписаны нормативными актами в целях поддержания общественного мира и порядка и обеспечения порядочности, честности и добросовестности в жизни каждого человека.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года уже рассматривала ограничения прав и свобод на уровне субъектов. Конвенция ограничивает такие права, как свобода собраний и объединений и право свободно выражать свои взгляды, в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка и охраны здоровья всех людей.
Глобальные ограничения прав и свобод человека закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Основное ограничение, закрепленное в этом законе, касается права каждого человека на создание профсоюзов для защиты своих прав. Это ограничение применяется исключительно для поддержания общего благосостояния государства. В Пакте о гражданских и политических правах также указаны общенациональные ограничения прав человека для защиты других прав и свобод, национальной безопасности и общественного порядка. Так, ограничения касаются свободы выражения религии или убеждений, права на мирные собрания и права на создание профсоюзов.
В юридической литературе нет единого толкования термина "ограничение прав"; Б.С. Эбзеев понимает ограничение прав как "признанные Конституцией и установленные законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина". Ограничением основных прав он также считает устранение определенных юрисдикционных актов или требований, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод.
А.А. Подмалев утверждает, что ограничения прав человека - это установленные законом границы осуществления прав человека, выраженные в запретах, вторжениях, обязательствах и ответственности, существование которых обусловлено необходимостью защиты признанных Конституцией ценностей, целью которых является обеспечение баланса интересов личности, общества и государства. Можно сделать вывод, что ограничения в конституционно-правовом статусе являются границей реализации прав и свобод и выражаются в виде юридических запретов, закрепленных в нормативных правовых актах.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года]. - URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 4. - Ст. 152.
Научная литература:
3. Анисифорова М.В. Разработка научной основы административно-правового стимулирования // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 34 - 37.
4. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 497 с.
5. Зеленцов А.Б. Административная власть как правовая категория // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 35 - 41.
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
7. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
8. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
9. Корсаков Д.Н. О поправках в Конституцию РФ, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 55 - 58.
10. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 521 с.
11. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
12. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
13. Ромашов, Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / Р. А. Ромашов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 443 с.
14. Сергеев В.Ю. Применение категорий "ограничение" и "нарушение" конституционных прав и свобод человека и гражданина в практике Конституционного Суда РФ // Российский судья. 2021. № 11. С. 42 - 46.
15. Соловей, Ю. П. Принципы осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий / Ю. П. Соловей // Административное право и процесс. - 2018. - № 7. - С. 5-15.
16. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 582 с.
17. Федорова М.Ю. Конституционное право на социальное обеспечение в зеркале инструментальной юриспруденции // Российский юридический журнал. 2021. № 4. С. 139 - 153.
18. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.
19. Чорный В.Н., Сенатова Е.В. Административно-правовые режимы в уголовно-исполнительной системе // Административное право и процесс. 2021. № 4. С. 47 - 50.